РЕЛИГИЕВЕДОМСТВО

 

РЕЛИГИЕВЕДОМСТВО





Сегодня не лучший день для России. И об этом будет сказано немало - после того как прозвучит приговор панк-исполнительницам. О трагедии молодых девушек, жизнь которых может быть исковеркана долгим тюремным заключением, напишут и те, кто не видит в происшедшем в храме Христа Спасителя ничего особенного, и те, кто усматривает в этом кощунственное неуважение к религии и верующим - но считает, что государство не должно было наказывать исполнительниц так, будто они в самом деле совершили преступление. Кто-то будет говорить о трагедии Российского государства, которое из структуры, обязанной заботиться о своих гражданах, превратилось в бульдога, готового загрызть каждого, кто произнесет слово "Путин" не с той интонацией.
Но я хочу поговорить о другой трагедии - трагедии Русской церкви и тех моральных ценностей, которые она обязана проповедовать. Это действительно большая и серьезная проблема, во многом объясняющая то, что происходит с российским обществом.

Русскую церковь уничтожили давно. Ее мучили и стегали при Иване, жгли при Алексее, а при Петре и вовсе превратили в винтик государственной машины, заменив патриарха синодом. Мы нередко удивляемся: как же это русский народ мог так жестоко расправиться с русской церковью? Ведь не инопланетяне же разрушали храмы, разворовывали имущество, убивали священников, мочились у алтарей, а потом десятилетиями жили у своих святилищ, превращенных в овощехранилища, - и ничего у них там внутри не екало.

Можно, конечно, все свалить на гипноз большевизма, но можно и понять, что для народа церковь давно уже была частью власти - и прощание с ней было частью прощания со всем тем старым миром, который был уничтожен после Октябрьского переворота. Прощались не с проповедями, не с ценностями, не с Богом даже - Бог в официальных церквах не живет; прощались с синодом, бывшим будто бы продолжением правительства, священником, казавшимся продолжением урядника, прощались со старой властью, которую было предписано ненавидеть.

И церковь - огромная, великая, претендовавшая на главную роль в православном мире - за несколько лет практически исчезла, будто и не было ее никогда. А с церковью исчезли не только синод и драгоценности, унесенные из храмов новыми властителями. Исчезли нравственность и совесть, которые можно было найти в храме - если было, конечно, желание. Их заменили моральный кодекс строителя сами помните чего, двоемыслие, цинизм и уверенность, что так и должно быть - уже не на уровне государства, а на уровне конкретного человека. Безверие и черствость стали нормой: мы учили в школах "Смерть пионерки", этот талантливый кошмар Багрицкого, в котором рука умирающей девочки, отказывающейся выполнить просьбу своей несчастной матери и надеть на себя крестик, казалось чуть ли не десницей нового Господа, презирающего материнство и готового любое чувство обменять на красный галстук.

Когда церковь вернулась - по воле Иосифа, семинариста-расстриги, закомплексованного диктатора замызганной, утрамбованной лагерями страны, решившего, что крест поможет в войне, - она вновь стала частью государственной машины. Совет по делам религий, КГБ, тотальный контроль, страх на исповеди... Но все же она была Золушкой на красном балу - ее не любили, не понимали, сторонились, самые правильные в нее никогда не заходили и даже собственных детей крестили тайно - или не крестили вообще. Она была с властью - и все же не была властью. Именно поэтому у нее был шанс, весомый шанс вновь стать Русской церковью. Стать голосом нравственности в обществе, сторонящемся совести.

А она им не воспользовалась - потому что ее иерархи хотели одного: чтобы она вновь стала властью. Чтобы можно было "вышивать" на мерсах, чтобы можно было ощущать себя членами политбюро, чтобы царь приходил на праздник к патриарху, а губернатор приезжал к митрополиту на угощенье. И получилось: как задумывали, так и вышло! Но нельзя быть частью власти - и не быть частью ее карающей машины. У Русской церкви послепетровских времен так не получилось - и у Русской церкви времен послеборисовских так не получится. То, что происходит сегодня, - это просто кульминация, трагическая кульминация превращения Русской церкви в постсоветский департамент.

И это обидно до слез. Церковь навсегда останется с теми, кому она не нужна. Кто ходит в храмы не для того, чтобы стать лучше перед Богом и людьми, а потому, что так принято, что так нужно, что так модно. С теми, для кого храм вместо дома культуры, а священник вместо массовика-затейника: неважно, что он там говорит, а важно в точности исполнить обряд. С теми, кто за ханжеством скрывает порок, а за набожностью гниль и презрение к людям. Но многих действительно нравственных людей, тех, кто живет не по лжи даже не потому, что верит, а потому совесть внутри их самих, то ли рядом с Богом, то ли вместо него, - этих людей своим слиянием с владимировским царством кирилловская церковь оттолкнет. И страшно не то, что оттолкнет, а то, что не найдет себе места в будущем, когда неправота этого слияния будет очевидна даже для ее прихожан и когда общество будет отчаянно нуждаться в нравственной проповеди - но неоткуда и не от кого будет ее услышать.
Виталий Портников

 

ГРАНИ.РУ



Создан 18 авг 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником