БИТВА ПРИ ФЕРМОПИЛАХ КАК ВИРТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

 

БИТВА ПРИ ФЕРМОПИЛАХ КАК ВИРТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ





Образ любого «исторического» факта, традиционно содержит в себе мифологическую и документальную сторону. Так проще сохранить память о том, что было, как было и было ли это вообще? Однако со временем, так уж повелось, эмоциональная, вымышленная сторона события поглощает его реальную историю. Основным дошедшим до нашкего времени источником, описывающим сражение при Фермопилах, является седьмая книга «Истории» Геродота. Этот девятитомный труд, конечно же, не учебник истории. Хотя, основным материалом для Геродота и была история греко-персидских войн , он создал энциклопедию, которая содержит в себе географические, этнографические и литературные сведения. Независимо от Геродота битву при Фермопилах описал, живший при дворе персидского царя Артаксеркса II , Ктесий из Книда в своём произведении «Персидская история». Найти информацию можно так же у Диодора и Плутарха. Итак, перед нами уже не само событие, а его образное описание . Изложение материала полностью зависит от автора. Современный читатель, разумеется, видит это все другими глазами. Сменился угол зрения, сама оптика восприятия, да и понимание пространственно-временных отношений.

Не последнюю роль в этой «сенсорной» революции сыграл кинематограф. В двадцатом веке, на экранах кинотеатров, зритель смог увидеть все то, о чем его предшественники лишь читали. Так, образы стали унифицированными.

История о битве при Фермопилах стала отличной находкой для режиссеров, работающих в таком кассовом жанре как Пеплум. По его канонам в сюжете использовались античные или библейские темы. То есть события, память о которых не хранилась на пленке. Сами фильмы поражали своим размахом и масштабностью: массовка, панорамные съемки, и, как следствие, почти что трехчасовая продолжительность сеанса. Большое кино, на большом экране. Но, несмотря на историчность сюжета, в пеплумах присутствовали и значительные расхождения с историей. Разумеется, оправдывалось это не столько «политическими» мотивами, но и необходимой зрелищностью. А в результате — массовый кинозритель, редко обращающийся к первоисточникам в поисках исторической правды, запоминал факты такими, какими он их видел на экране.

На рубеже 1950-х и 1960-х годов жанр пеплума переживает пик популярности. Основными центрами производства масштабных исторических фильмов становятся Италия и США. В 1962 году на экраны выходит фильм Рудольфа Мате «Триста спартанцев». Что и говорить, захватывающая история, масштабные съемки — все это поразило зрителя не заметившего некоторых «неточностей» в повествовании.

Из Геродота историкам известно, что спартанские воины носили бороды и длинные волосы, которые они, согласно преданию, расчесывали перед боем у Фермопил. Однако, что мы видим на экране? Почти что все герои гладко выбриты. Внешний вид — это то, что страдает при реконструкциях больше всего. Его создают с оглядкой на реалии кинопроката, а не на историческую правду. Но есть и ошибки серьезнее.

В фильме рассказывается, что в битве участвовал только отряд телохранителей Леонида — 300 человек, плюс 700 феспийцев. И снова, обратившись к источникам мы узнаем: войско, противостоявшее персам насчитывало около 7000 человек. Кто возьмется оплатить такую массовку? В процессе просмотра фильма выясняются и любопытные подробности из жизни Ксеркса. Когда ему приносят тело его брата, он сокрушенно произносит: «Кир, мой брат, как это произошло?». Однако, историки утверждают, что «настоящего» Ксеркса не было брата по имени Кир, его младшего брата звали, на самом деле, Масиста. Самое интересное это то, что о его участии в походе на Грецию сведений нет.

И, разумеется, нельзя обойти стороной историю с оружием. Как выяснилось, трехметровое копье, часто мелькающее в кадре, затруднительно использовать в качестве метательного оружия даже натренированному человеку, в то же время при нападении на персидский лагерь спартанские воины успешно бросают свои копья в противостоящих персов. И так далее... список «неточностей» в этом фильме может продолжить любой знаток истории. Нам же остается лишь сделать вывод о том, что художественный фильм никак не может быть первоосновой для исторической реконструкции событий. Но, по иронии судьбы, так оно и получилось.

Среди поклонников пеплума 1962 года был и американский художник Фрэнк Миллер. В 1998 году он создает свой комикс «300». В его основе лежит- Фермопильское сражение, увиденное автором... на экране. Сначала «300» печатались как серия из пяти ежемесячных выпусков, которые назывались «Честь», «Долг», «Слава», «Битва» и «Победа». Под одной обложкой, все выпуски были напечатаны в 1999 году. Конечно, же подлинность излагаемых фактов была подвергнута критике незамедлительно. Обозреватель Аарон Альберт писал о том, что хотя Миллер позволяет себе вольную трактовку истории, но «300» — это именно художественное изображение реальных событий. Но как печатное слово может противостоять визуальному образу?

В конце 2000-х годов Голливуд обращается к блокбастерам в жанре фэнтези, созданным на базе компьютерных технологий с использованием тем и героев античности. В 2006 году на экраны выходит фильм «300» режиссера Зака Снайдера. Это экранизация комикса. По иронии судьбы «реальным» по отношению к фильму будет именно графический роман Фрэнка Миллера, который воспроизвел на бумаге свои впечатления от просмотра пеплума 1962 года, содержащего в себе множество «неточностей». Костюм Ксеркса для этой постановки создавался с ювелирной точностью. Он был сделан почти полностью из металла. За основу был взят костюм из комикса Миллера. Костюм Родриго Санторо (исполнитель роли Ксеркса) состоит из 18-ти различных частей с использованием настоящих драгоценностей, на каждую из которых было затрачено по несколько десятков бусин (африканских и ближневосточных), бисерин и самодельных украшений.

Для окончательного создания образа было сделано 12 пирсинг-проколов. Вообще над «зрелищностью» одежды в фильме Снайдера поработали серьезно. Чтобы спартанцы визуально отличались от персов, спартанскую армию одели в одежду ярких тонов (красный, оранжевый), а вот для одеяний персов использовали экзотические цвета (зелёный, голубой, золотой, пурпурный). Новейшие технологии сделали съемку подобных фильмов лишь первым этапом производства. Скажем прямо — не основным. Съемки «300» длились всего 60 дней. И, как сообщают журналисты, почти вся работа над картиной прошла на фоне синего (около 90% всего экранного времени) и зеленого экранов (10%) в павильонах Монреаля. Да были еще и натурные съемки. Целых два дня было затрачено на работу на открытом воздухе (это когда снимались сцены с лошадьми). А вот основной этап создания — период обработки отснятого материала картины — занял почти год. В ходе работы над «300» было задействованы 16 студий по производству спецэффектов.

Славой Жижек, описывая фильм «300» отметил, что в нем все главные персонажи — «живые» актеры, помещены в искусственно созданное пространство, и перед зрителем предстает необычный закрытый мир, киборг-смешение живых людей, вписанных в искусственную среду. Фильм «300» благодаря такому сочетанию приближаются к тому, чтобы создать настоящее автономное эстетическое пространство.

Следующий шаг по выстраиванию «виртуальной реальности» этого исторического события — создание компьютерной игры. То есть, каждый кинозритель (уже не важно какого фильма) может сам поучаствовать в легендарной битве, создавая миллионы вариантов ее исхода. В этой игре представлены 2 режима, которыми может воспользоваться участник. Первый — «играть» за одного спартанца и , второй- за фалангу. Интерактивные опции позволяют совершенствовать вооружение, способности героев и приемы , используемые в бою.

Эмоциональная память, подкрепляемая собственным опытом «виртуального» участия в битве и формирует образ события в массовом сознании. Битва при Фермопилах сегодня дополнила тот вымышленный «метамир», который формируют технологии массовой культуры.

Станислав Анисимов

 

Дилетант.ру



Создан 26 авг 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником